17.02.2013
Горные лыжи. Обзор сезона 2012/2013. Тенденции сезона 2013/2014
Еще далеко не кончен сезон 2012-2013, а производители уже анонсируют выпуск новых моделей на следующий сезон. Предлагаем кратко обобщить результаты этого года, а затем заглянуть в будущее.
В сезоне 2012/2013 в дизайне лыж нашла развитие тенденция последних лет к увеличению длины и толщины лыжи и использованию конструктивных особенностей, которые раньше применялись только у нишевых лыж специального назначения.
Раньше для лыжников существовал выбор: или лыжи сугубо трассовые, которые сохраняют траекторию движения даже на льдистом склоне, но вязнут в любых условиях, отличных от идеально ухоженной трассы; или длинные, широкие лыжи, великолепно всплывающие в рыхлой целине, но непригодные для трасс. Однако, все чаще новые модели “all mountain” (для всей горы, любых условий) или фрирайдовые лыжи доказывают, что они могут успешно использоваться и на отутюженных склонах и вне трассы, позволяя лыжникам иметь одну пару лыж для разных потребностей.
Новые лыжи «all mountain» отлично справляются со своей универсальной миссией за счет особенностей дизайна. Во-первых, они значительно шире, чем классические трассовые лыжи, - как правило, около 90 мм под креплениями. Во-вторых, они сохраняют форму «песочных часов», присущую карвинговым трассовым лыжам, но с утолщением в районе мыска и талии, поэтому при езде на канте они вписываются в повороты малого радиуса.
Кроме того, лыжи «all mountain» становятся более длинными – когда-то они доходили лыжнику до подбородка, теперь же тенденция такая, что лыжи «all mountain» достигают лба или выше. Эта дополнительная длина полезна в глубоком снегу, где помогает лыжам всплывать и не дает мыскам зарываться, но это потенциально делает лыжи менее удобными на трассе.
Тут в дело вступает другая тенденция в конструировании лыж – "рокер" – новая форма прогиба лыжи. Традиционная лыжа всегда имеет изгиб: если ее положить плашмя, то носок и пятка будут касаться поверхности, а талия - отрываться от земли. У лыж с рокером точки касания земли у носка (и пятки) смещены ближе к центру лыжи.
Изначально, такой прогиб был особенностью целинных лыж с жестким сердечником, чтобы они могли всплывать и поворачивать в глубоком снегу. Но как в прошлом сезоне, так и зимой 2012/2013, число универсальных лыж (для трассового и вне трассового катания), использующих профиль рокер, стремительно растет.
Таким образом, на трассе рокер помогает уменьшить площадь, которой кант лыжи соприкасается с землей, что приводит к уменьшению радиуса поворота. А вне трассы форма и длина лыжи увеличивают ее стабильность и не дают зарываться. Отличное сочетание!
Основые направления развития горных лыж на сезон 2013/2014 были продемонстрированы на проходящей с 3 по 6 февраля выставке ISPO Мюнхен. Если кратко охарактеризовать новые тенденции в горнолыжной индустрии, то это:
- уменьшение веса, улучшенная амортизация, разнообразные варианты рокеров,
- лыжи All-mountain станут еще легче и удобнее,
- расширенное предложение для любителей ски-туров.
В работе всех производителей горных лыж заметно неустанное стремление к повышению комфортности катания.
Есть несколько факторов, которые играют в этом значительную роль. С одной стороны, все более широкое использование технологии Рокер, которая уменьшает поверхность касания канта со снегом (из-за приподнятости мыска и пятки), делает лыжи более маневренными и облегчает вхождение в поворот.
С другой стороны, повсеместное стремление к уменьшению веса лыжи за счет применения многослойных деревянных сердцевин или новых сверхлегких материалов.
И, наконец, повышение амортизационных и стабилизационных способностей лыж для поглощения ударов и неровностей, а, значит, повышение комфорта при катании по трассам и вне их. Например, Atomic разработал лыжи со встроенной демпфирующей системой. Ее действие основано на смещении области касания ботинка и лыжи, в результате усилие на лыжу передается только через центральную точку. Как в случае с полноподвесным велосипедом, эта система поглощает разнонаправленные удары и минимизирует отклонение лыжи от выбранной траектории.
Кроме того, производители работают над уменьшением отдельных недостатков технологии Рокер, таких, как вибрация в мыске и пятке лыж. Это может быть стабилизирующаяся внешняя конструкция из эластомеров и фибергласса (Head) или способ распределения массы лыжи, который дает задержку колебаний и, тем самым, гасит вибрацию (Völkl). Для облегчения поворотов компания Stöckli предлагает резиновую вставку в пятке лыжи.
Новую геометрию носовой и хвостовой части лыж преложили K2, Rossignol, Dynafit. Их новшество сделает лыжи, особенно туристические модели, более маневренными и легкими за счет уменьшения размера и специальной сотовидной структуры (Rossignol).
Сегмент спортивных узких слаломных лыж и супербыстрых рэйсинговых моделей тоже получил развитие. В некоторые из них в носовой части добавлен прогиб Рокер (например, у Fischer). Все новые модели трассовых лыж предлагаются с наилучшими показателями гладкого скольжения и стабильностью даже на самых высоких скоростях. Новый тип комбинированного карбонового сердечника (Elan), который напоминает позвоночник с охватывающими лыжу ребрами, дает дополнительный армирующий эффект. Эта конструция гарантирует торсионую устойчивость, лыжа становится чрезвычайно реактивной в фазе начала поворота. Иногда, одна и та же модель рэйсинговых лыж (например, у Salomon) в различных ростовках и с соответствующим размером талии предлагается как для слалома (155-165 см), так для гиганта (170-185 см).
В основном горнолыжная индустрия фокусируется на лыжах для трассового катания. Для большинства лыжников они станут еще проще и удобнее в обращении. Универсальные (All-mountain) лыжи с шириной талии 70-80 мм остаются в центре внимания. К ним добавляют новые опции (Рокер в наконечнике и иногда также в хвосте лыжи), изменяют геометрию (более широкие формы). В числе новых характеристик: более стабильные деревянные сердечники, более легкие новые материалы, новые конструктивные решения с области бокового изгиба лыжи. У Blizzard лыжи в районе бокового изгиба полностью соприкасаются со снегом, оптимизируя передачу энергии и добавляя динамики. Другие решения в области бокового изгиба теперь не привязывают лыжу к одному радиусу поворота, но позволяют делать повороты разного радиуса (например, у Line).
Все новшества, которыми изготовители меняют привычный шаблон, раньше с трудом можно было представить в моделях лыж All-mountain, которые по-прежнему остаются гармоничными спокойными лыжами, но дающими простор для маневрирования. Все эти изменения делаются для того, чтобы даже горнопляжник мог легко и с удовольствием кататься целый день, с заездами на целину, неотратраченные участки и сложный рельеф.
Для любителей бэккантри выбор оборудования по сравнению с прошлым годом увеличился. Новые модели целинных лыж с полным Рокером увеличились в ширину и стали более продуманными, более легкими и подвижными. Ширина в 130 мм в центре лыжи больше не предел, Рокер теперь доходит до 70% ( как у Mountain Wave). Вопрос веса тоже не остался без внимания: фрирайдовые лыжи становятся легче, несмотря на их длину и ширину. Это стало возможным благодаря использованию таких современных материалов, как новые углеродистые волокна, Lithium Aramid и Titanal (Völkl, Elan, Scott) или легких деревянных сердечников (как у Bambus, Blizzard).
Эти усовершенствования не обошли и такую сравнительно молодую категорию лыж, как Freetouring, для любителей путешествий по горам. Они предпочитают передвигаться пешком в легких лыжах, такие есть, например, у Nordica, но выпускаются и менее именитыми производителями (Movement). Для этой категории характерны крепления, приспособленные для удобной ходьбы, и легкие лыжные ботинки Freemountain, оснащенные перестанавливающимися подошвами и функцией Walk. При этом лыжи должны достойно вести себя на спусках.
В то время, как некоторые производители (La Sportiva) пытаются улучшить свои позиции на растущем сегменте туристических лыж за счет улучшения их проходимости и динамики, большинство изготовителей сосредоточились на вопросах уменьшения веса. Результат этих усилий - модели, весящие чуть больше килограмма (Dynafit, Elan, Scott, Fischer). Их инновации обещают уменьшение балласта при подъемах без ущерба стабильности при спусках как по целине, так и по ухоженным трассам. Традиционные формы туристических лыж совмещены с прогрессивными Рокерами. Как результат - гибридные формы (как Black Diamond) с умеренной шириной менее 100 мм под креплениями, которые гарантируют совершенное катание в условиях рыхлого снега без чрезмерных усилий со стороны лыжника.
Любители фристайла следующей зимой могут доставить себе удовольствие с новым продуктом – лыжами, созданными с оглядкой на скейтборд, с запатентованной скейтбордической конструкцией. Они также оснащены прочным шестислойным кленовым сердечником и зоной 3D (Line Ski).
Как видим, производители изобретают все новое и новое, чтобы сделать любимые нами горные лыжи еще удобнее, надежнее и совершеннее.